Шербур (Cherbourg)

История
Для романтиков всего мира Шербур – это символ любви, воплощенный Катрин Денев и Нино Кастельнуово. Для Франции город значит совсем другое – это морской порт, не единожды привлекавший внимание завоевателей.

История Шербура началась с римского поселения 4 века. Его название, которое окончательно закрепилось только в конце 16 века, подчеркивает это. Город назывался Coesaris burgus, где первая часть – прямая отсылка к Юлию Цезарю. Вторая – означает «порт».

Впервые город упоминается в 1026 году. Здесь тогда располагался замок, который граф Ричард II подарил невесте. А в 1066 году граф Герберт Шербургский отметился в войске Вильгельма Завоевателя.

Из-за того, что Шербур находится на проливе Ла-Манш, он выдержал не одну осаду англичан, неоднократно переходя из рук в руки. Уже в 13 веке они завоевали его (1295 год), но вскоре были выгнаны французами (1296 год).

Стратегическая важность города и его незащищенность заставили короля Филиппа Красивого задуматься об укреплении Шербура. Было решено построить здесь военный порт. И с 1300 года город защитила каменная стена, которая все же не помешала англичанам в течение последующих 100 лет неоднократно сжигать Шербур. Окончательно французы отвоевали свой порт только в 1420 году.

И опять необходимость укрепления Шербура была очевидна. С этой идеей в 1686 году выступил маршал Себастьян Вобан. Но его проект остался на бумаге. Зато маршал успел снести крепостные стены, а новые так и не построил. В результате город остался вообще открытым для посягательств, чем не преминули воспользоваться и англичане, и голландцы, и шотландцы.

Только в 1780 году Людовик XVI занялся проблемой Шербура. Он изучил два проекта, одобрив идею закрыть рейд насыпью из камней (протяженностью в четыре километра). Так был построен «цоколь» рейда, ширина его составляла 100 метров, глубина – 12, а длина – 3700. Завершилось строительство в 1789 году.

Разумеется, революция прервала все работы по строительству. Только в 1803 году Наполеон Бонапарт приказал возобновить их. Он рассчитывал, что порт в Шербуре упростит ему вторжение в Англию.

Однако закончить начатое он не успел: к 1813 году были завершены только работы на переднем бассейне. Задний бассейн был открыт уже при Наполеоне III в 1858 году.

Последний раз Шербур пал под напором захватчиков во время Второй мировой войны. С тех пор он остается значимым морским портом и самым большим искусственным рейдом в мире.

 

Достопримечательности
Шербур фактически является столицей полуострова Котантен и считается одним из самых живописных городов этого региона. Но, несмотря на «солидный возраст», в нем сохранилось не так много памятников старины. Причина этого – город не однократно разрушался, становясь «лакомым куском» для захватчиков.

Сегодня Шербур состоит из старинной части вокруг коммерческой гавани и военной гавани, которая окружена укреплениями. В принципе, это и есть основной объект посещения туристов – сам порт.

Перед гаванями находится знаменитый Шербургский рейд, который с моря защищает мол-волнолом (9,3 метра над уровнем моря, 60 метров в ширину и 3638 метров в длину). Посередине его – центральный форт с маяком.

Западный вход в порт защищается фортом Шавеньяком, восточный – фортом Насьональ. Соединяются они двумя хорошо укрепленными дамбами. Получается, что Шербур защищен цепью укреплений и закрыт со стороны суши.

Интересна для посещения церковь Святой Троицы, строительство которой отнесено к 15 веку, а позже она была отреставрирована.

В городе можно посмотреть Ратушу, конную статую Наполеона I, Городскую библиотеку, картинную галерею, памятник художнику Милле, Музей Древностей и первобытной истории, в котором представлены довольно необычные коллекции. Есть в Шербуре и Музей освобождения Нормандии.

Несмотря на то, что этот город – достаточно крупный морской порт, он очарователен. Здесь можно прогуляться по многочисленным пешеходным улочкам, которые застроены домами с каменными фасадами.

В принципе и сегодня этот порт мало чем отличается от того, каким он предстал в известном фильме «Шербурские зонтики» 1964 года. Зонтики, кстати, можно приобрести недалеко от Центральной площади, на которой находится и Большой театр с фасадами, выполненными в стиле бель-эпок.

 

Интересные факты
Возведением порта в Шербуре занимались неоднократно. На осуществление этой цели были потрачены не малые деньги. Например, Филипп Красивый не пожалел на порт и вооружение флота города 8832 ливров. Эти деньги позволили бы ему приобрести 3,6 тонны серебра!

Уже в 20 веке Франция потратила 427 миллионов франков на строительство пяти портов на своей территории, причем почти половина из них (200 миллионов) ушла на Шербур. Остальные порты обошлись значительно дешевле: Брест – в 75 миллионов, Тулон – в 70, Лориен – в 42, а Рошфор – в 40 миллионов франков.

Зато сегодня эта морская крепость защищает берега Бретани и Нормандии. А ведь возведение порта в Шербуре было вызвано только особенностями его географического положения. Никаких естественных преимуществ у города не было!

Крепость пришлось строить на фьордах между островом Пеле и верхушкой городка Кверквиль. Поэтому Шербур можно называть «крепостью в море» и «триумфом человеческой индустрии».

С именем Наполеона Бонапарта связаны два события, произошедших в городе. В 1840 году мощи великого императора вернулись во Францию со Святой Елены через Шербур. А при открытии конного памятника присутствовал сам Наполеон III.

Кстати, именно в это время с визитом во Франции была королева Виктория, которая спешно покинула страну, не желая присутствовать на открытии памятника.

Интересно, но именно из Шербура в 1912 году отправился в плаванье через Атлантику знаменитый «Титаник».

 

Полезные ссылки

Туристический офис
Quai Alexandre III
50100 Cherbourg-Octeville
Тел. +33 (0)2 33 93 52 02
Факс. +33 (0)2 33 53 66 97
http://www.cherbourgtourisme.com
Открыт: понедельник-суббота – 9.30-19.00, воскресенье – 10.00-17.00.

Большой театр
Place du General De Gaulle
50100 Cherbourg-Octeville
Тел. +33 (0)2 33 88 55 50

Корабль Викингов
Швартовка возле старого порта Шербура
Тел. +33 (0)6 85 48 04 13
http://www.dreknor.fr/

Мануфактура зонтиков
30 rue des Portes
50100 Cherbourg-Octeville
Тел. +33 (0)2 33 93 66 60
http://www.parapluiedecherbourg.com/

Музей освобождения Нормандии
Montee des Resistants
50100 Cherbourg-Octeville
Тел. +33 (0)2 33 20 14 12

Морской музей
Gare Maritime Transatlantique
50100 Cherbourg-Octeville
Тел. +33 (0)2 33 20 26 74
http://www.citedelamer.com/

 

Как добраться

На автомашине
Из Парижа по автомагистрали А13, затем по RN13 360 км (3.30ч).
Посмотреть расстояние, время и стоимость пути по сервису ViaMichelin: Париж-Шербур.
Инструкция по использованию сервиса здесь.

На поезде
В Шербур поезда ТЖВ прибывают на вокзал Gare Cherbourg Terminus из парижского вокзала Сен-Лазар (в пути 3 часа).


Предыдущая запись Лонг-сюр-Мер (Longues-sur-Mer)
Следующая запись Байо (Bayeux)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Content Protected Using Blog Protector By: PcDrome.